Главная     Новости     Отчеты     Фотографии     Видео     Творчество     Архив     Ссылки

 

Северо-западный исследовательский клуб «HiddenSide»

 

Развитие общественного дошкольного образования в Ленинграде (альбом)

 

 

 

Место находки: Заброшенная усадьба Игеля 2012

 

Первые организаторы и деятели дошкольного образования

 

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939 гг.), жена и соратник В. И. Ленина, выдающийся педагог и государственный деятель, внесла большой вклад в развитие советской дошкольной педагогики.

После октября 1917 Надежда Константиновна – член коллегии народного комиссариата просвещения и с 1929 года заместитель народного комиссара просвещения.

По поручению ЦК партии большевиков Н. К. Крупская составила проект «Школьной муниципальной программы», где большое внимание уделила дошкольному воспитанию.

Именно общественное дошкольное воспитание, по мнению Н. К. Крупской, является высшим типом воспитания.

Наряду с большой теоретической и организационной работой по народному просвещению в СССР, Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании детских садов и площадок.

До сих пор в Ленинграде работает детский сад №6 Выборгского района, созданный при непосредственной помощи Н. К. Крупской.

 

Дора Абрамовна Лазуркина (род. 1884 г.) – профессиональный революционер, член партии с 1902 года, участница трех революций.

С 1917 года Д. А. Лазуркина – правительственный комиссар по дошкольному воспитанию и член коллегии Наркомпроса и ГУСа (до 1922 г.)

В документах, подписанных Д. А. Лазуркиной, дошкольное воспитание рассматривается, как составная часть всей системы народного образования.

Дошкольный отдел Наркомпроса, возглавляемый Д. А. Лазуркиной, проводил большую работу по развитию сети дошкольных учреждений, подготовке кадров воспитателей, методическому руководству и пропаганде идей дошкольного воспитания среди населения.

Даже теперь в преклонном возрасте Д. А. Лазуркина принимает участие в общественной жизни и работе.

 

Мария Яковлевна Морозова (род. 1882 г.) – видный педагог и специалист по дошкольному воспитанию, автор многих методических книг и пособий.

С 1918 года М. Я. Морозова – первый эмиссар Северной области по дошкольному образованию.

В Петрограде (он входил в Северную область) м. Я. Морозова проводила большую работу по организации дошкольного воспитания.

М. Я Морозова организовывала и до 1922 года заведовала «Музеем дошкольной жизни ребенка», позднее реорганизованный в Городской дошкольный методический кабинет, в работе которого деятельно участвовали такие специалисты, как Е. И. Тихеева и Л. И. Чулицкая.

М. Я. Морозова руководила и детским садом, основанным при музее.

М. Я. Морозова – автор книг «Счет в жизни маленьких детей», «Естественный метод усвоения детьми грамоты», «Павликины стихи», «Нюсины стихи». В 1926 году опубликована книга Морозовой и Коткиной «Игры октябрят» и др.

 

Елизавета Павловна Тихеева (1867-1943 гг.) – талантливый педагог, видный ученый и общественный деятель по дошкольному воспитанию.

Е. И. Тихеева разработала методику развития речи и мышления; систему дидактического материала и методику его использования в детском саду; научно обосновала дидактически основы дошкольного воспитания и, в частности, проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы.

Профессор института дошкольного образования, а затем института им. Герцена, – Е. И. Тихеева выступала на всех всероссийских съездах и конференциях по дошкольному воспитанию. Участвовала в разработке учебных пособий и руководств для воспитателей детских садов.

С 1928 года руководила детским садом Наркомпроса, который до 1917 года находился при Обществе содействия дошкольному воспитанию.

В своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева умело увязывала теоретические поиски с практикой воспитания и обучения детей.

 

Лидия Ивановна Чулицкая (1868-1938 гг.) – видный ученый, крупный специалист по гигиене детского возраста. Ею написано более 50 научных работа и монографий как «Физическая культура ребенка-дошкольника», «Дошкольный возраст и его особенности», «Гигиена дошкольного возраста» и др.

С 1919 года Л. И. Чулицкая заведовала кафедрой анатомо-физических особенностей и гигиены детского возраста в институте им. Лесгафта.

В своих научных трудах и практической работе Л. И. Чулицкая придавала большое значение физическому воспитанию дошкольников как важнейшему звену педагогической деятельности.

Большая эрудиция, богатый опыт, готовность передать свои знания и опыт молодежи помогли Л. И. Чулицкой подготовить активных продолжателей своей научной школы.

 

 

1917-1967_____

 

 

Детские сады – юбиляры

 

Первый детский сад на Выборгской стороне был создан в первые дни Октября по инициативе и при энергичном содействии Надежды Константиновны Крупской.

Этот единственный тогда детский сад в районе разместили в бывшей квартире полицмейстера – большой и просторной.

Татьяна Яковлевна Храпцова – первая заведующая и воспитатель детского сада вспоминает: «Начинали мы со склоченных собственными руками столов и скамеек. Дети поначалу спали на полу – кроватей не было. Нечего и говорить об игрушках. Не очень скоро наша жизнь наладилась».

Сорок один год (до ухода в 1959 году на пенсию) Т. Я. Храпцова бессменно руководила детским садом №6 при заводе «Красная Заря», который по праву признан одним из лучших в районе. Теперь здесь воспитываются дети и внуки его первых питомцев.

 

                                 

 

 

               

 

 

Задолго до Великого Октября при Резиновой мануфактуре акционерного общества «Треугольник» был создан приют-ясли на 100 мест.

Тоскливо жилось детям в этом казенном благотворительном учреждении.

Совсем иначе теперь. При заводе «Красный Треугольник» 9 светлых, уютных, удобных детских садов. В них воспитывается более 1000 детей.

Детский сад №1 – лучший из них. Коллектив детского сада под руководством М. В. Пересыпкиной заботится о всестороннем развитии детей, растит детей дружными, жизнерадостными, любознательными.

 

       

 

 

Детский сад Выборгского района знают не только как образцовое дошкольное учреждение.

Широко известна и история здания «Дома на Болотной», которое занимает детский сад. Здесь помещалась Лесновско-Удельническая дума, большевистская по своему составу, избранная в сентябре 1917 года, возглавлял которую М. И. Калинин.

16 октября 1917 года на втором этаже этого дома происходило под руководство В. И. Ленина историческое заседание ЦК РСДРП(б), на котором было принято решение о вооруженном восстании.

После победы Октября «Дом на Болотной» стал принадлежать детям. Сначала это был дошкольный детский дом, позже реорганизованный в детский сад №45.

 

 

 

Детский сад Текстильного комбината им. Э. Тельмана.

В царское время дети рабочих и служащих текстильной фабрики Торнтона росли без присмотра. Зимой они ютились в темных и сырых коридорах, летом – копошились в грязи фабричного двора.

Впервые ясли и детский сад на 40 мест были открыты после 1917 года. Малышам предоставили дом, принадлежавший до революции управляющему фабрикой. А к 19137 году построили новое просторное и светлое здание детского сада.

Теперь в детском саду комбината им. Тельмана воспитываются 190 малышей. Здоровыми, веселыми растут маленькие советские граждане в дружном коллективе работников детского сада, возглавляемом О. Г. Янушевской. Здесь дети играют, занимаются и получают первые трудовые навыки.

 

                

 

 

1941-1945

 

 

               

 

Блокадная зима:

Нет электричества, воды, дров; не работает транспорт; норма хлеба 125-150 грамм…

В детские сады приносили истощенных голодом детей.

Всех нужно было накормить, умыть, приласкать, утешить, отвлечь от тяжелых впечатлений и переживаний.

 

Работники дошкольных учреждений стойко боролись за жизнь, здоровье и счастье наших детей.

 

Детский сад стал семьей для малышей в условиях осажденного Ленинграда.

 

                          

Прогулка вблизи бомбоубежища

 

 

1943

 

 

В Ленинграде проходила Олимпиада детского творчества.

 

3000 детей приняли в ней участие

 

Наши прорвали блокаду,

Немцев жарко били,

Так им и надо,

Чтоб не подходили.

Толя Пл

 

Блокада прорвана. 20-янв-1943 г.

 

Где моя винтовка,

Где мой пулемет.

Бить я буду метко,

Разбивать врагов.

Карина 5 л.

 

 

«Хочу быть героем»

 

Сколько героев в Советской стране:

Летчики, танкисты,

Пулеметчики, артиллеристы,

Автоматчики, зенитчики.

Все они герои

Советской страны,

Отважные сыны.

Я хочу быть танкистом,

Хочу артиллеристом,

Я хочу быть автоматчиком,

Пулеметчиком, зенитчиком,

И героем Советской страны.

Женя Б. 8 л., 9-авг-1942 г.

 

 

Воспитательная работа детских учреждений в дни войны нашла яркое отражение в материалах научно практической конференции.

 

Врагов прогонят скоро

Отважные бойцы.

И в наш свободный город

Вернутся уж отцы.

И мой, и Вовин папа.

И будет солнце

Целый день сиять,

И будем песни распевать.

Пойдет на площадь

Весь народ,

Пойдет на площадь

Детвора,

И будут все кричать: «Ура!»

Толя Качалов 8 л.

 

В Ленинграде с 5 по 8 мая 1944 года проходила 2-я научно-практическая конференция по дошкольному воспитанию.

Дошкольные работники делились опытом воспитательной работы с детьми в дни героической обороны Ленинграда.

На конференции присутствовало 400 делегатов.

 

Содержание конференции:

 

Темы                                                  Фамилия                               Должность

 

К вопросу о моральных                  Бугреева                               Заведующая

проявлениях детей                         Марина                                  детским садом №43

в дни Отечественной войны         Николаевна                          Приморского района

 

Воспитание детей в духе               Буслаева                               Воспитатель

советского патриотизма                 Зоя                                         детского сада №1

на примерах героической              Федоровна                            Василеостровского района

борьбы Красной армии

и трудящихся Ленинграда

 

Воспитание в детях любви            Дегтяр                                   Воспитатель

к Родине в условиях                       Дебора                                   детского сада №26

осажденного Ленинграда              Абрамовна                            Смольнинского района

 

Воспитание любви                           Овчинникова                        Воспитатель

к родному слову                              Прасковья                             детского сада №36

в отечественной литературе        Гавриловна                           Володарского района

 

Праздник для детей                       Яброва                                   Музыкальный работник

в детских садах                               Неся

города-фронта                                 Рафаиловна

 

Словарная работа с детьми           Афанасьева                          Заведующая библиотекой

Дошкольного возраста                   Софья                                    Ленинградского Городского

                                                            Максимовна                         дошкольного кабинета

 

Из опыта                                           Орфинская                           Дзержинский район

логопедической работы

 

Из опыта работы                             Фомина                                  Методист

по развитию движения детей       Анна                                       Ленинградского Городского

                                                            Игнетьевна                           дошкольного кабинета

 

Питание, как средство                   Казарина                               Заведующая

восстановления силы                     Марина                                  детским садом №6

и здоровья детей                             Николаевна                          Володарского района

в городе-фронте

 

Детский сад – семья                       Пузырева                              Заведующая

для малышей в условиях                                                              детским садом №1

военного Ленинграда                                                                     Свердловского района

 

Подведение детей                           Кровельская                         Заведующая

к самостоятельной работе             Лидия                                    детским садом №37

через самообслуживание               Ивановна                               Выборгского района

в детском саду

 

Кукольный театр                            Раздольская                         Воспитатальница

в детских садах Ленинграда         Клавдия                                детского сада №32

                                                            Семеновна                             Свердловского района

 

Длительные наблюдения              Ковтюхова                            Воспитательница

в природе в условиях                     Лина                                       детского сада №15

города-фронта                                 Яковлевна                             Петроградского района

 

К вопросу о трудовом                     Янушевская                         Заведующая

воспитании детей                            Ольга                                     детским садом №7

Ленинграда в годы войны             Григорьевна                         Володарского района

 

 

1952_____

 

 

Сведения о росте яслей-садов:

 

 

Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР №558 от 21 мая 1959 г.

«О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста»

«В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе … объединить … два типа детских учреждений – ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение».

 

 

Охрана и укрепление здоровья детей, забота о правильном физическом развитии и закаливании организма – важнейшая задача.

(«Программа воспитания в детском саду»)

 

                                  

 

 

       

 

 

1963_____

 

 

Исполнительный комитет Ленинградского совета депутатов трудящихся

 

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля1963 г.

«Об открытии детского дошкольного городка в поселке Солнечное»

 

Исполнительный комитет Ленинградского Городского совета депутатов трудящихся решает:

 

1. Обязать Главленинградстрой в срок до 15 мая 1963 года закончить строительство и сдать в эксплуатацию 6-й участок санаторного дошкольного городка в поселке Солнечное 6 зданий яслей-садов, 2 жилых дома, 2 хозяйственных блока, 2 изолятора, 2 ледника, 2 пожарных водоема, котельную с прачечной и детской баней, водонапорную башню, 2 сарая, трансформаторную подстанцию и комплекс благоустройства.

 

2. Обязать Городской отдел народного образования:

а) открыть с 20 мая 1963 года в поселке Солнечное детский дошкольный санаторный городок на 1140 мест с содержанием на общегородском бюджете;

б) перевести с 20 мая 1963 года в детский дошкольный городок санаторные сады из Ленинского, Смольнинского, Сестрорецкого, Василеостровского, Кировского, Невского, Выборгского, Московского, Калининского и Петроградского районов.

 

                       

 

 

                                  

 

 

       

 

 

Рост детских учреждений:

 

 

 

 

Все материалы, размещенные на данном сайте, принадлежат Северо-западному исследовательскому клубу «HiddenSide» и являются его собственностью. Полное или частичное копирование и распространение этих материалов без согласия автора запрещено.

При использовании любой информации активная ссылка на сайт обязательна.

© Div 2006-2021