Главная     Новости     Отчеты     Фотографии     Видео     Творчество     Архив     Ссылки

 

Северо-западный исследовательский клуб «HiddenSide»

 

Индустриальный туризм: ночь на лысой горе

 

 

 

Связанный объект: Завод «Фосфорит» 2008

 

Об этом месте я задумывался уже давно. Но если очень чего-то хочется и к этому постоянно стремиться, рано или поздно оно получается. И вот, нам с Саньком13, наконец, удалось сюда добраться. Просто однажды ранним осеним утром мы поехали на вокзал и сели в электричку. Точнее, даже, в дизельный поезд из четырех вагонов. Несколько часов довольно однообразной монотонной дороги – и мы уже почти у цели. Почти – ибо от станции до конечной точки нашего путешествия надо добираться местным общественным транспортом. Хорошенько разузнав у населения, как лучше ехать на объект, мы закупились в магазине различной едой и алкоголем (как-никак планировали провести там два дня), сели в автобус, а через полчаса вышли на остановке в лесу, посреди трассы, напротив некого ответвления. Несмотря на кажущуюся глушь этих мест, в глаза сразу бросился очаровательный указатель «Промзона». И стрелочка вправо. Недолго думая, мы свернули…

Открывшийся из-за поворота вид был весьма многообещающим. Подробно изучив карту местности и отметив для себя все необходимые точки посещения, через километр после указателя мы вновь свернули направо. По обеим сторонам дороги виднелись заросшие и затопленные карьеры, со сваленными в них строительным мусором, железобетонными конструкциями, горами битого стекла. Наш путь лежал через небольшое болотце, в конце которого обнаружился маленький домик. При ближайшем рассмотрении это оказалось заброшенное КПП. Когда мы подошли поближе, наш взгляд устремился в нечто такое, от чего все индустриальные чувства мгновенно усилились в несколько раз. На большой забетонированной площадке посреди десятков вбитых в землю «свай» расположились многие тонны стеклянного боя. Кроме обычных битых бутылок здесь были также глыбы разноцветного спрессованного и оплавленного стекла, похожие на отходы производства. Посреди этого великолепия возвышалось несколько штабелей с новой стеклотарой.

Полюбовавшись этим зрелищем, мы двинулись дальше и вошли в зону крупного недостроенного комплекса, напоминающего завод ЖБИ. Несколько цехов были еще в зачаточном состоянии. Кое-где попадались сооружения не совсем понятного назначения, я почему-то подумал, что это могли бы быть градирни. Однако большая часть объекта представляла собой два гигантских железобетонных ангара, с массивными кран-балками под сводом. Видимо, здесь должен был располагаться склад с отгрузкой готовой продукции завода, либо формовочный цех. Через ангары была протоптана узкая тропинка, по которой периодически ходили рабочие.

Мы решили немного передохнуть. Присели, достали бутылку коньяка и приготовили бутерброды. Посидев полчаса возле одного из ангаров, Санек полез на крышу. Подождав, пока он слезет, я тоже решил забраться наверх. Открывшийся вид мгновенно захватил мое воображение. Я даже несколько растерялся, не зная, в какую сторону лучше посмотреть и что наиболее важно запечатлеть на свой фотоаппарат, не говоря уже о том, каким будет дальше наше путешествие. Однако наибольшие чувства во мне возбудила возвышающаяся на горизонте почти стометровая гора ярко-белого цвета, похожая на гигантский сугроб.

Немного побродив по крыше, мы решили, в конечном итоге, все же дойти до этого террикона, несмотря на то, что он находился в десятке километров от места нашего пребывания. Пока Санек внизу собирался к продолжению похода, я еще немного поснимал – вид самой крыши и внутренности цеха через световые окна.

И вот мы двинулись дальше. Возле недостроенных корпусов недавно расчистили обширную площадку, засыпав ее гравием и разровняв катком. А впереди нас ждала настоящая индустриальная дорога – двухуровневая трубно-кабельная эстакада… Но, в целях безопасности, почти не имея представления обо всех нюансах данного района, мы решили пойти внизу, по грунтовке. До нашей промежуточной цели оставалось меньше километра…

То и дело справа возвышались рабочие цеха различных производств. Но по пути нас ждало одно небольшое, но приятное удивление. Цивильный с виду, крупный корпус с табличкой на двери «Отделение кварцевого абразива» оказался полностью заброшен. Причем вид у него был такой, будто бы люди ушли отсюда не более года назад. Для начала мы решили обойти здание вокруг. Но впереди была проходная какого-то предприятия с двухэтажной будкой охранника, причем последний постоянно выходил из нее и пялился на нас. От греха подальше мы не стали мозолить ему глаза, и отошли на более безопасное расстояние.

Стоит заметить, что все двери и окна в цеху оказались намертво заварены арматурными прутами, поэтому с некоторым риском быть запаленным, Санек, оставив меня под эстакадой следить за вещами, полез по внешней лестнице на крышу – в поисках более подходящего залаза, нежели пытаться отодрать хотя бы один из прутков или выломать пару досок на двери. Однако, спустившись, он с большим сожалением отметил, что с обратной от охраны стороны никаких входов внутрь цеха не обнаружил. Поэтому было решено оставить этот объект на следующий раз. Или вернуться к нему под покровом ночи…

Пока он лазил наверх, я тоже время зря не терял и забрался на эстакаду, сделав пару фотографий оттуда. Рядом же с абразивным цехом нами были обнаружены неведомые железные агрегаты, возможно от системы вентиляции здания. Их я тоже заснял.

Дальнейший путь также был весьма насыщен индустриальными пейзажами, порой весьма сюрреалистичными. И вот, пробираясь сквозь заболоченный перелесок, небольшие овраги и заросли репейника, мы наконец вышли напрямую к намеченной нами цели. Дорога от дома до этого места заняла десять с половиной часов. А, посмотрев вперед, мы увидели тако-о-ое!!! Однако, сфокусировав взгляд на более близкое расстояние, нас постигло такое разочарование, от которого сразу захотелось достать всю оставшуюся выпивку, забросить подальше тяжелые рюкзаки и, не особо задумываясь о последствиях, идти напролом…

Заборчик был явно новый, двухметровый, и до его появления здесь, по всей видимости, никакого другого ограждения не было и в помине. И хотя прямо над нами на территорию проходила эстакада со множеством спусков – до забора и после, все карты ложились не в нашу пользу. Во-первых, часть корпусов была рабочей, и где-то вдалеке ходили люди. Но даже это не было самым неприятным – через каждые несколько сотен метров над землей возвышались новенькие сторожевые вышки, причем вполне обитаемые. А рядом с ними такие же недавно поставленные собачьи будки, из которых периодически издавались звуки явно недвусмысленного содержания. И даже такие сложности, при желании, вполне можно преодолеть. Но, как назло, был уже вечер, и до темноты оставалось всего пару часов, местность нам была совершенно незнакома, а место для палатки мы до сих пор так и не нашли. И мы поняли, что не просто обломались, а обломались самым грустным и обидным образом – то есть просто опоздали. На год или два. Ибо раньше гигантская территория полуброшенного химического комбината площадью в четыреста гектар была практически не огорожена и совершенно доступна для посещения… А сейчас даже некогда ухоженные пешеходные дорожки заросли и потеряли свое значение. Потому что везде теперь одна и та же картина – поперек них трехметровый забор из колючей проволоки, смотанной кольцами в несколько уровней.

Дойдя до ворот, я просунул сквозь проволоку фотоаппарат и снял то, что увидел. Красиво… Надеюсь, нам удастся еще когда-нибудь туда попасть. И мы пошли назад, хотя и другой дорогой. Все-таки впереди еще было, на что посмотреть. Виадук через железнодорожные пути, подъезд к комбинату, главная проходная…

Итак, мы решили обходить завод по периметру. Но, как только мы вновь спустились с моста, нас кто-то окликнул. Это оказался помощник машиниста одного из составов, двигавшихся в нашу сторону. После недолгого разговора, он посадил нас к себе в тепловоз и провез с полкилометра. За это время мы узнали, что на завод нам попасть, скорее всего, не удастся, как и на огромный террикон, возвышающийся неподалеку. Что, дескать, даже то, что не огорожено и примыкает к комбинату – все равно его территория, и охрана, которую, кстати, поставили всего пару лет тому назад, здесь крайне неприветливая. И что даже вдоль забора идти нам нежелательно – обязательно примут и сдадут, куда положено. На вопрос, почему сейчас введены такие жесткие правила, он не ответил. Но по выражению его лица было и так понятно – преступность в этой местности на высоте…

Однако, прощаясь, машинист нам указал на лесную дорогу, по которой можно подойти вплотную к горе. На поверку это оказалась бетонированная пожарная дорога, сплошь заросшая и заваленная мусором, но зато вполне беспалевная. Вдоль нее на всем протяжении нам периодически попадались различные приземистые развалины.

Но долго ли, коротко ли, путь нас вывел на обширную пустошь, с которой открывался неплохой вид на, хоть теперь, увы, и недоступный, но очень привлекательный завод. Впереди мы увидели базу хранения ГСМ, двойной периметр вокруг которой даже не предполагал попадания внутрь… На территории, кроме обычных атрибутов охраны – будок и собак, чуть ли не на каждом столбе висело по видеокамере – пройти мимо них и остаться незамеченными, было бы очень непросто…

И мы уходили все дальше, а солнце садилось все ниже… И вот уже трубы и цеха комбината, так пока и оставшегося для нас загадкой, теперь позади. И мы входили в новую зону. Зону отчуждения…

Но мы ни за что не упускали возможности добраться до вершины террикона. И хотя он был уже рядом, всего в каких-то двухстах метрах, его окружал довольно глубокий ров, заполненный водой, а там, где он прерывался, склон был слишком отвесным. К тому же минеральный слой очень мягкий, и если по нему идти, проваливаешься почти по колено. Мы не стали рисковать и пошли вокруг по старой насыпи. О чем ничуть не пожалели, ибо техногенные пейзажи то и дело сменялись ландшафтными, отчего возникало то потрясающее чувство двойственности и единения индастриала и природы, каким всегда проникаешься наиболее остро.

У подножья террикона мы нашли остатки дренажной системы в виде нескольких металлических мостков, вытянутых на несколько десятков метров. Все железо проржавело насквозь, ходить по мосткам оказалось крайне опасно. В конце каждого их них располагалась специальная бетонная камера с лестницей, предназначенная для накопления грунтовых вод.

Место для палатки мы нашли, когда уже почти стемнело. Запрятав подальше рюкзаки, мы все же решили использовать свой шанс. Здесь склон был наиболее пологим, а степень уплотнения породы весьма высокая, и я первым полез на гору. Дойдя примерно до середины, я остановился, чтобы перевести дух и немного пофотографировать. После чего заметил взбирающегося вслед за мной Санька. Поверхность этой части террикона была вся в трещинах, и мы немного боялись, что, неосторожно поставив ногу, можем провалиться, и нас засыплет. Осторожно ступая по мягкому и белому, как снег, минералу, мы стали подниматься выше.

Еще около сорока метров – и мы на самой вершине. Покорение объекта прошло успешно! Хорошо, Санек догадался купить две бутылки коньяка, а не одну, которую мы к этому времени уже успели выпить по дороге, поэтому наше восхождение мы отметили, естественно, сразу же. К сожалению, я забыл взять из рюкзака штатив (а вернее, просто решил, что он мне не понадобится), оттого снимки с вершины получились сильно размытыми. Санек, в отличие от меня, о качестве снимков позаботился. Однако резкий и очень холодный пронизывающий ветер не позволил нам долго находиться там в легкой одежде.

После спуска мы установили палатку и, хотя времени было лишь полдесятого вечера, уставшие легли спать. А ночью периодически просыпались от звуков сгружаемой с самосвалов породы наверху горы. Впереди у нас был еще почти целый день, и мы, позавтракав утром и собрав палатку, отправились дальше изучать окрестности этой гигантской промзоны. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз…

 

Div, 2008

 

Все материалы, размещенные на данном сайте, принадлежат Северо-западному исследовательскому клубу «HiddenSide» и являются его собственностью. Полное или частичное копирование и распространение этих материалов без согласия автора запрещено.

При использовании любой информации активная ссылка на сайт обязательна.

© Div 2006-2021